На главную
Проекты
География объектов
Публикации в СМИ
Главная
О компании
Публикации в СМИ
Дальневосточный десант камдорстроя

МОГОЧА - «ЗОЛОТОЕ ДНО»

С точки зрения строительства часть магистрали от Могочи до поселка Ерофей Павлович, где были расположены участки ООО «Камдорстрой Амур», можно отнести к числу наиболее сложных. Во-первых, граничащий с Амурской областью Могочинский район в промышленном отношении был в Читинской области, пожалуй, одним из самых слаборазвитых. Хотя, по оценкам специалистов, его недра чрезвычайно богаты полезными ископаемыми. В частности, по запасам золота он занимает в области первое место. Да и слово «могоча» а переводе с эвенкийского означает «золотая долина» или «золотое дно». Возникнув в 1910 году благодаря строительству Амурской железной дороги, Могоча действительно получила известность как центр золотодобычи, но не более того. Артели золотоискателей работают в районе и сегодня. Но на жизнь городка положительного влияния это не оказывает. В годы перестройки прекратили существование окрестные лесопромышленные предприятия, оставили городок размещавшиеся там военные части...

Во-вторых, дорога идет здесь на высоте 700 - 800 метров над уровнем моря. Это делает еще суровее и без того ранние и морозные зимы. Грунты промерзают на глубину до трех метров. Низкогорный рельеф местности резко расчленен долинами рек и ручьев. Мосты и мостики через их бесчисленное множество чередуются каждые 15-20 километров. Дорожная насыпь поднята местами на шесть и более метров. В связи с этим по проекту на 1000 метров трассы приходится 1100 метров барьерных ограждений. К тому же такая высота требует особенно высокой квалификации от водителей техники, тем более при непрекращающемся по трассе сквозном движении. Большой объем работ связан также с сооружением водоотводных лотков. Ведение работ, зажатое в итоге по времени в узкую технологическую цепочку: сначала асфальт, потом лотки и только после этого барьерные ограждения, не позволяло развернуться широким фронтом.

К негативным природным факторам добавлялась удаленность камдорстроевских участков от индустриальных центров: более 700 километров на запад до Читы и около 1000 - на восток до центра Амурской области Благовещенска. При сегодняшней технической оснащенности дорожных строителей такие расстояния могли обернуться дополнительными проблемами с обслуживанием машин и механизмов. Не менее сложным виделось и решение вопросов обеспечения материалами, электроэнергией и даже продовольствием. Каких-либо производств, автохозяйств или строительных организаций, услугами которых в том или ином плане можно бы было воспользоваться, здесь просто не существовало. Так что строители магистрали «Амур» могли здесь рассчитывать в основном только на себя.

 

САМЫЙ ТРУДНЫЙ ГОД

Суммарный объем строительно-монтажных работ на двух первых участках Камдорстроя общей протяженностью 49 километров составлял 1 млрд 99 млн. рублей. Сроком полного завершения работ на них был год 2009-й. Однако частично дорожное полотно должно было обрести современный вид уже в 2008-м. Участки магистрали Чита - Хабаровск: км 684 - км 794 и км 794 - км 831, полученные в работу по итогам торгов 2008 года, имели длину 105 и 37 километров соответственно. Они подлежали сдаче в эксплуатацию в 2010 году, общий объем строительно-монтажных работ на них составлял 3 780 млн, руб.

Начиная работы в Забайкалье, руководство группы предприятий «Камдорстрой» понимало, что большие объемы предстоящей работы и сжатость сроков потребуют приложения значительных сил. Камдорстроевцам предстояло в считанные месяцы создать в районе Могочи свою базу, то есть наладить все производства - от получения необходимых фракций щебня до выпуска асфальтобетона, доставить сюда асфальтоукладочную технику, обеспечить энергетические и транспортные потребности всех строительных звеньев. И, наконец, решить проблему временного размещения работников со всеми вытекающими из этого сложностями и тонкостями.

В конечном итоге, все удалось осуществить, но это явилось довольно жесткой проверкой на прочность практически всех подразделений Камдорстроя, поскольку так или иначе все они были задействованы в помощи дальневосточному десанту. Как и предполагалось, особенно сложным стал первый, 2008 год. Большая подготовительная работа по составлению проектов производственных баз, комплектации их оборудованием, доработке применительно к условиям магистрали «Амур» технологических процессов шла одновременно с обустройством на новом, фактически пустом месте.

Весной площадки будущих баз на ПГСМ-12 и станции Амазар были готовы к приему и монтажу дробильной техники, асфальтобетонного завода и складов битума. Но заказанное для ООО «Камдорстрой Амур» современное оборудование поступило со значительным опозданием. Надо сказать, что ради ускорения его доставки УК «Камдорстрой» пошло на неординарное решение: дробильное оборудование из Америки в Читу прибыло... по воздуху. Могучий «Руслан», сделав промежуточную посадку в Санкт-Петербурге для растаможивания, доставил в Забайкалье весящий около 100 тонн долгожданный груз.

Однако с началом монтажа дробилок обнаружились недостатки в системе энергообеспечения; питание от тяговой подстанции Забайкальской железной дороги не обеспечивало стабильности напряжения. Защита электронных систем управления современной техники срабатывала при этом на отключение. В связи с этим в срочном порядке были приобретены два дизельных генератора мощностью по 800 КВт каждый, и работа дробильного узла наладилась. В августе он уже выдавал щебень необходимых фракций.

Комплект оборудования асфальтобетонного завода Astec прибыл из Америки во Владивосток по воде, но также со значительным опозданием. Практически монтаж асфальтобетонного завода удалось начать лишь 1 августа 2008 года. Усилиями всех участников монтажа, который велся под руководством главного механика Александра Григорьева, работы удалось закончить уже в первой декаде сентября. Работали по 12 часов то под палящим солнцем, то под проливными дождями. Все без исключения, не взирая на должности, жили рядом с объектом приложения сил - в скромных строительных вагончиках. 8 сентября 2008 года был подписан акт ввода асфальтобетонного завода в эксплуатацию. Всего в 2008 году завод выпустил 35 000 тонн продукции, и на камдорстроевском участке были уложены первые километры асфальтобетонного покрытия.

Увы, время все-таки было упущено, и в основном по этой причине выполнить план 2008 года полностью не удалось. К сожалению, наряду с проблемами поставки оборудования обнаружилась масса других недостатков. К примеру, катастрофически «хромало» транспортное обеспечение из-за работы на щебеночных дорогах. Оставляло желать лучшего и качество первых километров асфальтобетона, поскольку при приготовлении асфальтобетонной смеси вместо отсутствующего в здешних местах песка пришлось использовать каменную высевку. Но главное - не оправдала себя практика привлечения для работы в Камдорстрой Амуре местных специалистов.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

- Группа предприятий «Камдорстрой» является одним из крупнейших подрядчиков по дорожному и аэродромному строительству, осуществляющих комплексное строительство, реконструкцию и ремонт аэродромов, автомобильных дорог всех категорий, путепроводов, пешеходных переходов, гидротехнических сооружений, а также общестроительные работы.

- ЗАО «Трест Камдорстрой» имеет в своем составе два строительных управления. В составе группы предприятий действуют 8 асфальтобетонных заводов общей производительностью более 1000 тонн в час и способных выполнять работы любой категории сложности.

- СУ-852 специализируется на устройстве земляного полотна. Здесь базируется мощный комплекс землеройной техники, насчитывающий 116 единиц техники. В управлении созданы мобильные специализированные участки, скреперные звенья, способные комплексно в короткие сроки возводить земляное полотно.

- Наряду с традиционными технологиями СУ-930 применяет современные технологии при установке монолитного бортового камня и устройстве прикро-мочных лотков. Применяет бетоноукладчики, оборудованные бортовыми компьютерами, задающими скоростные и угловые параметры. СУ-930 обладает мощностями по переработке щебня, располагает большими мощностями по выпуску асфальтобетонной смеси.

 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Итоги 2008 года стали началом масштабной реорганизации. На всех уровнях ставка была сделана на кадры материнской компании. Управляющим директором ООО «Камдорстрой Амур» был назначен потомственный дорожный строитель Александр Коровин. Основные руководящие посты также заняли специалисты из челнинских подразделений. Основной субподрядной организацией стало ЗАО "Трест Камдорстрой». Весной 2009 года его возглавил Сайдаш Якупов, В качестве координатора работ в Могочу прибыл руководитель проекта ЗАО «Трест Камдорстрой» Виктор Волков. Совместными усилиями эта команда специалистов начала налаживать дела на Дальневосточном объекте Камдорстроя.

Так как объемы работ 2009 года были значительными, руководство Управляющей компании приняло решение по наращиванию мощностей. Из Набережных Челнов был перевезен и смонтирован в Амазаре еще один асфальтобетонный завод, щёковые дробилки на гусеничном и пневматическом ходу, к поставкам щебни были привлечены сторонние фирмы. А мощность битумных складов на станции Амазар были увеличены до 2400 тонн.

Для решения проблемы улучшения качества асфальтобетона была приобретена установка по приготовлению битумной эмульсии и две дозирующие линии по вводу адгезионных добавок в битум на асфальтобетонных заводах, В течение зимних месяцев 2008-2009 года поистине огромную работу провела техническая инспекция Камдорстроя, разработав в содружестве с учеными Уфы и «Союздорнии» ряд новых рецептур: черного щебня для укрепления обочин, щебня для асфальтобетонной смеси, для устройства верхнего слоя покрытия, а также собственно асфальтобетонной смеси для устройства верхнего слоя основания. Все они были адаптированы к минеральному составу местных материалов и каменных высевок. Была улучшена и рецептура адгезионной присадки к битуму. Испытания образцов асфальтобетона, проведенные в апреле 2009 года в исследовательской лаборатории ФГУ ДСД «Дальний Восток», показали их высокое качество.

Транспортное обеспечение работ на магистрали «Амур» решено было передать ЗАО «Автобаза-48», то есть вести по давно отработанной схеме. Вся имевшаяся автомобильная техника была передана на баланс вновь созданной автоколонны №8, Затем ее автопарк пополнился поступившими из Набережных Челнов КАМАЗами, МАЗами и другой спецтехникой. Пошли в Могочу запчасти и шины. На арендованной базе дорожно-ремонтного пункта ДСД «Дальний Восток», где имелись теплые боксы, автобазовцы создали собственное ремонтное хозяйство, завезли станки и другое оборудование. Техническое обслуживание автомобилей и спецтехники, число которых к лету 2009 года достигло 117 единиц, было поставлено на прочную основу.

 

В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ»

Зима 2008-2009 стала суровым испытанием, поскольку автотранспортники в этот период занимались вывозом щебня из карьеров. 40 - 50-градусные морозы не отступали вплоть до середины апреля. Без теплых гаражей любая остановка превращалась в проблему: застывало дизельное топливо, моторное масло. После этого, чтобы стронуть автомобиль с места, требовалось всеми мыслимыми и немыслимыми способами часами разогревать его узлы и агрегаты. Поэтому было принято решение - работы не останавливать ни на минуту. Круглые Сутки, сменяя друг друга через 12 часов, водители несли свою вахту: на машинах китайского производства, местные, на отечественных - челнинцы.

От идеи полностью набрать водительский персонал на месте все-таки пришлось отказаться. Дисциплинированных и знающих технику, относящихся к ней с должным уважением да еще не пьющих, в могочинских краях оказались редкие единицы. Так что, главной действующей силой автоколонны №8 стали челнинские парни. А сама ситуация вынудила автоколонну и ООО «Камдорстрой Амур» окончательно перейти на работу по вахтовому методу.

Помимо проблем доставки людей из Набережных Челнов в Могочу и обратно, вахтовка требовала большей заботы о бытовой стороне, которая всегда была одним из приоритетов камдорстроевцев. А окончательно жилищную проблему помог решить перевоз с базы Камдорстроя в Минеральных Водах сборных двухэтажных щитовых домиков. Оттуда доставили и столовую на 200 мест. Она позволила поставить точку в вопросе питания камдорстроевцев. Решили и массу других задач от обеспечения столовых продуктами и качественной питьевой водой до создания собственной прачечной и медицинских пунктов.

К весне 2009 года ООО «Камдорстрой Амур» основательно закрепился в Могоче. Тем не менее в помощь ему было решено передислоцировать в Забайкальский край еще и СУ-928. Этому подразделению на 2009 год выделили объем работ в 50 километров на 3-м камдорстроевском участке магистрали Чита - Хабаровск. Законсервировав свою базу в Елабуге, строительное управление, возглавляемое Владимиром Труновым, в короткий срок перевезло в Амэзар 32 единицы техники, в том числе два асфальтоукладчика «Титан-325» и перегрузочное устройство «Шаттл - Багги». Понимая, что на Дальний Восток они едут не на один сезон, елабужцы отнеслись к обустройству на новом месте с дотошностью, В частности, практически полностью перебазировали в Амазар ремонтно-механическую мастерскую СУ с ее станочным парком. Выделенные им помещения под офис и общежитие отремонтировали, перевезли сюда и свою столовую, ставшую уже третьим пунктом общепита камдорстроевцев в Забайкалье. Словом, надлежащие условия для жизни и работы предприятия были созданы, В разгар строительного сезона СУ-928 предстояло осваивать до 8 миллионов рублей в день.

 

И ВСЕ-ТАКИ МЫ ПОБЕДИЛИ!

Еще одним субподрядчиком ООО «Камдорстрой Амур» стало ЗАО «Иркам». Оно выполняло работы по устройству барьерных ограждений. Запланированный темп этого вида работ составлял около 900 погонных метров в день. Для того чтобы поддерживать такой темп, «Иркам» приобрел высокопроизводительную итальянскую машину. А для обеспечения устойчивости откосов камдорстроевцы применили их армирование с помощью объемной противоэрозионной геосетки Fortrac 3D, Словом, подготовка Камдорстроя к строительному сезону-2009 не ограничивалась концентрацией производственных мощностей и людского потенциала, особое внимание было уделено качеству работ и производительности труда. Так, для формирования дорожного полотна были приобретены два электронных тахеометра швейцарского производства, освоена система 3D управления автогрейдерами. Проектное управление Камдорстроя разработало цифровую модель участков магистрали, устройство щебеночного основания предприятия начали осуществлять с применением этой системы. Челнинцы сумели адаптировать для этой цели отечественный автогрейдер.

Летом 2009 года производственные мощности Камдорстроя, задействованные на магистрали «Амур», были одними из самых крупных, на забайкальских объектах работало около полутора тысяч человек. Чтобы свести к минимуму потери времени, связанные с перевозкой людей из Набережных Челнов, управляющая компания приняла решение о доставке рабочих до Читы и обратно вахтовым самолетом. И все-таки строительные сезоны 2009-2010 годов нельзя назвать победными или легкими. Удаленность от основной базы и крупных индустриальных центров давала себя знать во всем. Весомую лепту, словно бы оберегая девственность забайкальских мест, вносила и матушка природа. К примеру, из июльского рабочего графика 2009 года непрекращающиеся дожди безжалостно изъяли почти 10 дней. Из-за сезонной загруженности железной дороги и других причин лихорадило поставки щебня.

Впрочем, не в правилах камдорстроевцев пенять на природу и ненадежность партнеров. Каждый новый объект учит дорожников чему-то новому, И пусть в данном случае дорога Чита-Хабаровск оказалась суровым учителем, зато и опыт в работу каждого привнесла далеко не рядовой. Это единодушное мнение участников поистине исторического строительства. Главный гарант успеха - люди Камдорстроя, Они выстояли. Лишь единицы сошли с дистанции, предпочтя великой стройке на благо великой страны собственный мирок благополучия. Но, как говорилось в одной из песен Владимира Высоцкого, «о таких не поют».

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Проектно-изыскательские работы осуществляются высококвалифицированными проектным управлением Камдорстрой и Казанским отделением проектного управления.

Адаптация новых технологий, испытание составов асфальтобетонных и цементобетонных смесей, оценка качества применяемых материалов и произведенных работ осуществляются Технической инспекцией ЗАО «Трест Камдорстрой», обладающей соответствующей исследовательской базой. Лаборатория технической инспекции аттестована соответствующими службами ФДА.

ЗАО «Камдорстрой Авиа» специализируется на комплексном строительстве, реконструкции и ремонте аэродромных взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и площадей аэровокзального комплекса.

Основные виды деятельности ООО «Камдорстрой Амур» - строительство, реконструкция, комплексный ремонт и обустройство автомобильных дорог.

Транспортные потребности Камдорстроя в полном объеме обеспечивает ЗАО «Камдорстрой АБ-48», имеющие более полутысячи единиц автомобильной техники, автомастерские, мойки, диагностический центр, автозаправочную станцию, учебный центр по обучению водителей.

В составе групп предприятий «Камдорстрой» входит ЗАО «Лечебно-оздоровительный комплекс Радуга», расположенный на берегу Камы, в живописном уголке природы. Комплекс отвечает всем требованиям современного уровня санаторного лечения.

01.01.2012

Источник: журнал «Дороги Содружества»
написать нам карта сайта
2019 © АО «Трест Камдорстрой»
423802, РТ, г. Набережные Челны, Промбаза-2, а/я №37
Тел. (8552) 400-222, факс (8552) 400-223
Е-mail: info@kamdorstroy.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана TopList