На главную
Проекты
География объектов
Публикации в СМИ
Главная
О компании
Публикации в СМИ
КАЧЕСТВО КАК СИСТЕМА И ЦЕЛЬ

Рафис Анисович Хусаинов родился в 1961 году в с. Вахитово Азнакаевского района Татарской АССР.

В 1984 году окончил Казанский инженерно-строительны и институт по специальности «Автомобильные дороги» и по распределению был направлен в трест «Камдорстрой». Трудовую деятельность начинал в качестве мастера, затем работал прорабом, старшим прорабом, заместителем начальника строительного управления по производству, главным инженером и, наконец, начальником СУ.

С 1998 года Р. А, Хусейнов — технический директор ОАО «Трест «Камдорстрой».

 

- Рафис Анисович, Камдорстрой отмечает свое 30-летие. Если мы посмотрим на его историю глазами технического директора, то что увидим, какие выводы сделаем? Тем более человек вы молодой, не обремененный консервативными взглядами...

- Вся история нашего предприятия - это постоянный рост качества дорожностроительных работ. В техническом отношении это путь от отечественной техники
послевоенных лет до современного профилировщика, работающего под копирную струну, и широкозахватного асфальтоукладчика. Это соединение наших возможностей - технических, технологических, финансовых, организационных — с растущими требованиями, предъявляемыми к качеству дорог.

С изменением СНиЛов и ГОСТов, уровня проектов, вводом независимых экспертиз и усилением контроля со стороны заказчика в Камдорстрое соответственно менялись стандарты предприятия и другие нормативы, а вслед за этим внедрялись новые технологические процессы и научно-технические достижения, повышались производительность и экономическая эффективность производства.

Сегодня роль такого показателя, как качество, еще более возросла. Производить конкурентоспособный продукт - это значит прежде всего качественный. Будет качество, значит, будут и заказы, будут объемы, деньги. Будет перспектива дальнейшего развития предприятия. Из понятия качества вытекают все остальные критерии работы, потому что отличные дороги нельзя построить, не имея необходимой квалификации, не владея надежной и современной техникой, не соблюдая технологическую дисциплину, без должной организации труда и так далее.

Уже несколько лет подряд мы получаем высокую оценку за качество работ от заказчиков и правительства Республики Татарстан. Подтверждением этого служит тот факт, что Камдорстрою поручено строительство дороги I категории Шали - Сорочьи Горы, а также реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения «Волга» (М-7).

Качество как система, от чего оно зависит, как вы его добиваетесь, в чем видите резервы?

Система качества, так называемая КСУКС - комплексная система управления качеством строительства, - это категория не столько техническая, сколько административно-управленческая. Она пронизывает всю деятельность акционерного общества, все его звенья. Если говорить о моей сфере деятельности, то это, как я уже отмечал, относится прежде всего к соблюдению и постоянному совершенствованию имеющихся технологий и внедрению новых. Здесь же и наши основные резервы.

Например, применение для подгрунтовки лака по рецепту, разработанному инженерно-технической инспекцией Камдорстроя, позволило повысить сцепление между слоями асфальтобетона, а заодно и уменьшить расход битумной эмульсии почти шесть раз.

Также значительно повышает качество асфальтобетонного покрытия включение в технологию фрез при его устройстве. Перечень подобных примеров можно продолжать и продолжать.

- Техника и технология — единый взаимосвязанный процесс?

- Безусловно. Иначе и быть не может. Новые технологии требуют современной техники и соответствующего оборудования. Сегодня Камдорстрой примерно 50 процентов работ по устройству слоев дорожной одежды выполняет с применением профилировщика ДС-99 с автоматической системой слежения высотных отметок, а 70 процентов асфальтобетонных покрытий - широкозахватными асфальтоукладчиками «Демаг» и «Титан», с включением
в техпроцесс высокоэффективных катков ДД-90 и ДД-99. Укладка цементобетонных оснований и покрытий также осуществляется с применением уникального комплекса SР-1600 фирмы «Wirtgen», Принципиально новый уровень качества обеспечивается применением при установке бортового камня и прикромочных лотков с помощью специализированного комплекса, приобретенного нами у той же немецкой фирмы. Еще одну прибавку к качеству дало применение современного дробильно-сортировочного оборудования при получении щебня нужных фракций и форм. Этот перечень можно было бы продолжать. Хочется подчеркнуть, что помимо качества работ, новая техника позволяет резко повысить производительность.

- А как взаимосвязаны качество и специализация работ?

Чем уже специализация, тем выше качество - это общеизвестно. Именно с целью повышения качества, а также в связи с необходимостью опережающей подготовки фронтов работ для строительных управлений СУ-852 было перепрофилировано на земляные работы. Теперь здесь сосредоточены мощный комплекс отечественной землеройной техники, а также экскаваторы немецкого и английского производства. Созданы специализированные участки, способные комплексно и мобильно возводить земляное полотно, а также скреперные звенья. Организация такого подразделения позволяет компенсировать создавшийся за годы перестройки дефицит подобных специализированных организаций.

Одновременно с этим на базе СУ-930 продолжается доводка технологии по устройству цементобетонных покрытий с применением комплекса 5Р-1600 фирмы «Wirtgen», о котором я уже упоминал. Первый шаг к этому был сделан на объектах реконструкции Казанского международного аэропорта, а затем на 10-километровом участке автодороги II техническом категории Казань - Боровое - Матюшино. СУ-317 специализируется на приготовлении асфальтобетонных смесей и укладке асфальтобетонных покрытий. Углубление специализации входит в дальнейшие планы Камдорстроя.

Хочется отметить, что такое разделение труда, помимо повышения качества и производительности труда, увеличивает нашу маневренность на рынке услуг, делает нас более мобильными, а значит, и более конкурентоспособными.

- А как обстоит дело с подготовкой и переподготовкой кадров?

- В прошлом году три асфальтобетонных завода Камдорстроя были переведены на автоматическую систему управления. Устаревшие весовые дозаторы заменены на тензодатчики. что позволило увеличить точность дозирования и соблюдения температурного режима. В настоящее время еще один АБЗ переводится на автономный теплоноситель с целью отказа от поставок дорогостоящего пара со стороны. Во всех этих случаях обслуживающий персонал прошел соответствующую переподготовку.

И так во всем. Что-то совершенствуется, рационализируется, внедряются в практику разработки НИОКР, покупается новая техника. Без повышения квалификации персонала, вернее, без ее постоянного роста все это просто невозможно было бы осуществить. Руководящий состав Камдорстроя обучается на курсах и семинарах при корпорации «Трансстрой». Специалисты по группам повышают квалификацию в Казанской архитектурно-строительной академии, Камском филиале Петербургского энерготехнического института, СоюздорНИИ. Операторы заводов в зимнее время проходят стажировку и обучение на заводах-изготовителях. Так, в 2000 году 15 человек прошли такое обучение на Кременчугском заводе дорожных машин, с которым мы имеем соответствующие долгосрочные договоры. Машинисты бульдозеров, автогрейдеров, автоскреперов, катков, стропальщики, операторы гудронаторов совершенствуют навыки в нашем учебном комбинате, там же обучают и бригады по укладке асфальтобетона. Восстанавливаем мы и такую форму обучения, как обмен опытом В частности, наши специа­исты выезжали на строительные объекты в Белоруссию, Смоленск, на сооружение магистрали М-1 Москва - Минск.

- В ходе беседы вы упоминали инженерно-техническую инспекцию. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

- Это структурное подразделение Камдорстроя наделено широкими контрольными функциями. Оно осуществляет также разработку новых составов асфальтобетонных и цементобетонных смесей, составов для укрепления грунтов, технологий приготовления минерального порошка, оптимизацию добавок к высокопрочным бетонам и тому подобное. Инженерно-техническая инспекция (ИТИ) была образована на базе Центральной лаборатории треста и лабораторий СУ в июле 93-го. Возглавил ее Георгий Павлович Неуров, человек с незаурядными творческими способностями, исследователь по натуре Очень скоро ИТИ стала представлять собой миниатюрный научно-технический центр с опытным и работоспособным коллективом, понимающим важность своего труда и осознающим ответственность за общее дело. Валентина Сергеевна Ненахова авторитетно и умело повела непростое в техническом отношении лабораторное хозяйство.

Одновременно с организацией ИТИ в Камдорстрое была введена система стандартов предприятия по определению качества выпускаемой продукции и приемке выполненных работ, а также система стимулирования повышения качества.

- А кем и как направляются работы по повышению качества?

- Ежегодно инженерная служба треста разрабатывает план организационно-технических мероприятий по повышению качества. Этот довольно обширный документ рассматривается советом директоров ОАО, корректируется с учетом экономических возможностей предприятия и затем утверждается. Им и определяется вся дальнейшая жизнь Камдорстроя, так как план этот охватывает все стороны жизни предприятия от совершенствования производственной базы до повышения качества проектирования.

- Разве Камдорстрой занимается и проектированием?

- Да, именно так. У нас есть проектная группа, которая проектирует собственное
строительство - обустройство и привязку производственных баз, временных жилых
поселков дорожников и прочее, а также дороги IV технической категории. Последнее, кстати сказать, позволяет нам получать большое количество небольших заказов от других заказчиков.

- Каковы же ваши перспективные планы в области качества?

- Прежде всего отмечу то, к чему мы просто вынуждены будем прийти - сертификация системы управления качеством по международному стандарту серии ИСО-9000. Это столбовая дорога к производству продукции европейского качества, залог успеха на отечественном и зарубежном рынках дорожного строительства. Мы не отказываемся и от последнего! В связи с этим мы уже приступили к приведению стандартов предприятия в соответствие с ИСО-9000. Однако будем реалистами: переход на новый уровень КСУКС - дело не одного года, поскольку, как я уже говорил, изменения касаются всех сторон жизни и деятельности предприятия, затрагивая его основы. Но даже и тогда, когда мы будем работать на уровне мировых стандартов, научимся не только выявлять допущенные дефекты, но предупреждать их, работа над повышением качества не утратит своего первостепенного значения. Потому что как нет
окончания дороги, так нет и предела совершенствованию.

22.10.2001

Источник: журнал «Автомобильные дороги». Камдорстрой: 30 лет курсом стабильности.
написать нам карта сайта
2019 © АО «Трест Камдорстрой»
423802, РТ, г. Набережные Челны, Промбаза-2, а/я №37
Тел. (8552) 400-222, факс (8552) 400-223
Е-mail: info@kamdorstroy.ru
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана TopList